111В автомобиле основным источником электроэнергии является генератор. При неисправном генераторе подзарядка аккумуляторной батареи не происходит. В результате этого электроприборы постепенно обесточиваются, лишая автомобиль возможности продолжать дальнейшее движение. Именно поэтому очень важно всегда следить за работоспособностью этого важнейшего автомобильного узла.

Неисправная работа генератора может проявлять себя различными способами. Если вдруг появляются посторонние шумы в узле, или подзарядка аккумулятора происходит не в полной мере или вообще отсутствует, то все эти признаки свидетельствуют о возможном скором выходе из строя этого устройства.

Обратить внимание на генератор нужно, например, в таком случае, если при попытке завести автомобиль ничего не получилось, и вы прикурили от другого транспортного средства. Затем проехали определенное расстояние, и после остановки при повторной попытке завести двигатель автомобиля, вас опять постигла неудача. В такой ситуации, возможно, генератор вышел из строя, и не заряжает АКБ, либо сам аккумулятор отслужил свое. Еще одной причиной может быть перегоревший предохранитель зарядки аккумулятора.

Выявление механических неисправностей генератора

111

Тут нет ничего сложного. Если слышен посторонний шум, гул, свист, то это может быть признаком выхода из строя подшипников, которые находятся внутри генератора. Их в обязательно порядке необходимо проверить на износ. Если при визуальном осмотре это подтвердится, то их стоит заменить на новые. Как правило, стоимость подшипников генератора не очень высока.

Помимо подшипников шум может появляться по причине межвитковых замыканий обмоток втягивающего реле или статора. Замыкание обмоток на корпус также может стать причиной постороннего шума. Говоря в общем, при механическом взаимодействии различных элементов генератора, во время его работы, появляется неприятный звук. Такие неисправности можно обнаружить при визуальном осмотре генератора, так как такое взаимодействие деталей обязательно должно оставить следы. Оценив серьезность неисправности, можно будет сделать вывод о ремонтопригодности генератора. Но перечисленные дефекты не единственные.

Проверка напряжения генератора

111

В результате проверки выходного напряжения генератора, можно установить степень его работоспособности и выяснить причины выхода из строя. Для этой процедуры чаще всего применяют, подключенный к полюсам аккумулятора, вольтметр. Иногда, но реже используют мультиметр или омметр. Напряжение на клеммах должно быть в пределах 8 В во время запуска двигателя. Такие замеры желательно производить на прогретом двигателе.

Затем необходимо повысить обороты работы двигателя до 3000, чтобы активизировать процесс зарядки АКБ и снова произвести замеры напряжения на аккумуляторных клеммах. Если на вольтметре буду показания ниже 12,5 В, то зарядка аккумулятора недостаточно, и стоит задуматься о ремонте генератора.

Перед демонтажем неисправного генератора необходимо от аккумулятора отсоединить клемму массы. Потом отверткой требуется открутить крепления от регулятора напряжения. Далее, после демонтажа генератора обязательно нужно произвести его визуальный осмотр, перед дальнейшей более тщательной диагностикой. Во время этого нужно очистить контактные кольца от нагара, если он есть, а так же оценить износ щеток генератора. Одной из частых причин поломки генератора является выход из строя регулятора напряжения. Его рекомендуется периодически менять, не дожидаясь истечения срока годности.

111Установка генератора на место происходит в обратном порядке. По окончании монтажа генератора нужно подключить клемму массы к аккумулятору. Когда генератор смонтирован на своё место, нужно снова завести двигатель автомобиля и поднять обороты до 3000 в минуту. Если показания вольтметра находятся не ниже 13,5 В, то это означает, что неисправность генератора устранена.

Далее, не выключая двигателя, нужно проверить стабилизацию напряжения. Для этой несложной процедуры необходимо включить автомобильные фары в режим дальнего света и снова произвести измерение напряжения. Если отклонения показателей вольтметра не будут превышать 0.4 В от ранее полученных результатов, тогда не о чем беспокоиться. Как видно из вышесказанного, все эти процедуры вполне по силам произвести любому автолюбителю со стандартным набором инструментов, навыками их использования и вольтметром.

Диагностика автомобильной цепи энергосбережения

111Произвести проверку автомобильной цепи энергосбережения возможно при помощи различных измерительных приборов. Для того, чтобы проверить диодный мост, нужно вольтметр присоединить к «массе» и зажиму генератора. Показатель напряжения превышающий отметку 0,5 В будет свидетельствовать о неисправности диодов. Для определения их пробоя необходимо подключить вольтметр к отключенному проводу генератора и к клемме «30». Если показания тока не превышают 5 мА, тогда всё в порядке.

Для проверки регулятора напряжения необходимо предварительно прогреть двигатель в течение 15 минут с включенными фарами. Затем, используя вольтметр, нужно произвести замеры напряжения на выходе «30» и на «массе». Показания для различных автомобилей отличаются. Дополнительно можно проверить регулируемое напряжение автомобиля. Чтобы это сделать правильно, необходимо включить все приборы, потребляющие энергию, а обороты двигателя поднять ближе к максимальным. Для каждой модификации автомобиля эти результаты будут индивидуальны.

Для того чтобы проверить сопротивление в обмотке возбуждения применяется мультиметр или омметр. Для начала нужно демонтировать щеткодержатель и регулятор напряжения. Затем, убедившись в отсутствии повреждений обмотки, необходимо произвести чистку контактных колец, так как контакты измерительного прибора во время проверки сопротивления присоединяются именно к ним. Показатели 5-10 Ом считаются в пределах нормы.

Мультиметр поможет проверить замыкание на массу. Для этого один его щуп необходимо присоединить к контактному кольцу, а второй к статору генератора. Если замыкание отсутствует, то сопротивление на мультиметре будет показано бесконечно большим.

Как видно из вышеперечисленного, произвести диагностику генератора и устранить многие его неисправности можно своими руками. Для более сложного ремонта лучше обратиться к специалистам в сертифицированные станции технического обслуживания.