Почему Ваш спидометр врёт?

28 Фев 2020   anna   688   1

Казалось бы, исправно работающий прибор не может так бессовестно поступать! Да и почему вообще он должен показывать неточные показания? Всё дело в том, что измерительные приборы всё равно показывают некоторые отклонения, и спидометр тоже в их числе, но эти погрешности всегда должны быть прописаны в нормативных документах. Касательно спидометра такие неточности ещё и обусловлены рядом предписаний Европейской экономической комиссией ООН по сертификации транспортных средств и установленных измерительных приборов. В этом случае погрешность в показаниях может быть исключительно положительной, но никогда отрицательной. Это значит, что прибор будет только завышать показатель, но занижать его он не сможет. В среднем, значение скорости на шкале, по сравнению с истинной, завышается на 5, а то и на 10%.

Почему так происходит? Почему скорость завышать можно, а вот занижать нет? Такие установленные погрешности только в большую сторону вводятся ещё на этапах разработки и изготовления прибора. Но колебания (в пределах допустимых, конечно) решаются каждым производителем отдельно, потому в разных марках автомобилей они могут быть настроены по-разному. Всё потому же, что скорость занижать законом запрещено. Ну и для безопасности, конечно. Ведь неопытный или слишком лихой водитель может решить, что едет «слишком медленно» и разогнаться не на шутку. Не стоит забывать, что на разной скорости тормозной путь автомобиля может заметно отличаться. Особенно это важно помнить в тёмное время суток или на мокрых и скользких дорогах.

По каким причинам ещё может врать спидометр? В основном, это внешние условия. Например, если в колёсах более низкое или несколько завышенное давление. Если давление не дотягивает до нормы (как пример – спущенное колесо), то колёсам нужно вращаться несколько быстрее обычного, потому на шкале будут завышенные показатели.

В непредвиденных обстоятельствах при замене на докатку, которая по диаметру меньше, спидометр тоже будет показывать скорость чуть больше. А если на СТО хозяин заменил короткую главную пару на длинную? И в этом случае показатель будет не истинным. Почему? Потому что фактическая скорость при той же частоте вращение коленвала снизится, хотя спидометр, связанный с выходным валом коробки передач, на шкале будет показывать те же значения, если бы была установлена длинная пара. Истинная скорость при этом будет завышена.

Если есть желание самостоятельно рассчитать погрешность, то можно воспользоваться формулой, предоставленной в ГОСТе Р 41.39-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении механизма для измерения скорости, включая его установку» (смотрите пункт 5.3). Если вкратце, то он гласит:

Между фактической скоростью, указываемой на шкале спидометра (V1) и истинной скоростью (V2) должно соблюдаться соотношение: 0 < V1-V2 < V2/10+4 км/ч»

Для удобства расчёта возьмём за истинную скорость 100 км/час. Подставляем значение в формулу и получаем результат в 114 км/час. Это искажённый показатель на спидометре, а вернее, максимальное значение отклонения.

В пределах этой разницы производители и устанавливают свои приборы. Зачастую, реальные показатели завышают на 7 км/час.

Факторы влияния на прибор могут быть разнообразны, но в искажениях показателей спидометра в большую сторону, по большей части, закладывается дисциплинарный момент, помогающий ездить более безопасно. При этом можно уберечь не только кошелёк от оплаты штрафа, но жизнь – свою и окружающих людей.

Комментарии (1)

  1. ALEXX 1 Апр 2020 в 8:53

    Производитель автомобилей допускает использование шин различного размера. (Указано в Тех. характеристиках) Отсюда следует,что спидометр отградуирован под максимально допустимый размер шин.

Добавить комментарий