Вся правда о включении задней передачи или парковки на коробке-автомате при движении вперёд
Содержание
- 1. Режим парковки
- 2. Задний ход
Этот вопрос волнует многие пытливые умы, но сам факт наличия ума подсказывает не проводить подобные эксперименты на собственной машине. Однако опасны они не на всех автомобилях, хотя разбираться с этим лучше в теории. Коробка целее будет, а её ремонт стоит очень дорого.
Режим парковки
Устроено там всё довольно просто. Имеется шестерня с крупными зубьями, между которыми входит выступ прочного металлического фиксатора. Шестерня связана с выходным валом коробки, а фиксатор с корпусом. Таким образом, при включении механизма вал останавливается, проворот ведущих колёс исключён. Тот же эффект, что и при попадании ручки от лопаты между спиц велосипеда, если уместно такое наглядное сравнение.
Естественно, на ходу, неважно вперед или назад, мгновенная остановка вала чревата поломками. К инерции вращающихся деталей добавляется вся масса автомобиля. Такая сила непременно вызовет разрушения в самом слабом месте.
К счастью, из этой затеи вряд ли что-то получится. В новых коробках селектор выбора режима не связан с механикой коробки. Он просто отдаёт команды электронному блоку, который принимает решение и уже потом управляет гидравликой переключения. И вполне штатно заблокирует попытку включить реверс, пока не произойдёт полной остановки.
Старые коробки с механическим тросовым приводом селектора таким интеллектом не обладали, поэтому попытка установки в задний ход может пройти. Но поскольку и там фиксатор подпружинен, жёсткой связи нет, то для начала раздастся громкий треск зубьев. Ничего хорошего в этом нет, возможно образование стружки, но вменяемого водителя этот звук остановит от продолжения вандализма.
Задний ход
На новых коробках опять ничего не выйдет. Электроника в таких действиях распознает ошибку и реверс не включится. В остальных АКПП возможны варианты.
Иногда в конструкции применяется специальный гидравлический клапан, который заблокирует попытку. Если же его нет, то передача включится. Дальнейшие последствия весьма разнообразны.
Из-за наличия гидротрансформатора коробки начнётся проскальзывание ведущей и ведомой турбин на первичном валу. Скорее всего это вызовет сброс коробки в нейтраль, и автомобиль остановится. Но если такого переключения не произойдёт, то цель будет достигнута. Если двигатель не заглохнет, то колёса начнут вращаться в обратную сторону, машина сорвётся с траектории, а масло в коробке мгновенно перегреется. Последствия понятны. Ресурс АКПП катастрофически уменьшится, да и велика вероятность ДТП.
К счастью, старинных коробок, где такое возможно, уже почти не осталось, а владельцы подобных раритетов приучены к аккуратности обращения с селектором. А в новых машинах ошибочных действий можно не опасаться, они надёжно защищены электронными мозгами трансмиссии.
Добавить комментарий