Вся правда о включении задней передачи или парковки на коробке-автомате при движении вперёд

10 Июн 2020   anna   465   Нет

Этот вопрос волнует многие пытливые умы, но сам факт наличия ума подсказывает не проводить подобные эксперименты на собственной машине. Однако опасны они не на всех автомобилях, хотя разбираться с этим лучше в теории. Коробка целее будет, а её ремонт стоит очень дорого.

Режим парковки

Устроено там всё довольно просто. Имеется шестерня с крупными зубьями, между которыми входит выступ прочного металлического фиксатора. Шестерня связана с выходным валом коробки, а фиксатор с корпусом. Таким образом, при включении механизма вал останавливается, проворот ведущих колёс исключён. Тот же эффект, что и при попадании ручки от лопаты между спиц велосипеда, если уместно такое наглядное сравнение.

Естественно, на ходу, неважно вперед или назад, мгновенная остановка вала чревата поломками. К инерции вращающихся деталей добавляется вся масса автомобиля. Такая сила непременно вызовет разрушения в самом слабом месте.

К счастью, из этой затеи вряд ли что-то получится. В новых коробках селектор выбора режима не связан с механикой коробки. Он просто отдаёт команды электронному блоку, который принимает решение и уже потом управляет гидравликой переключения. И вполне штатно заблокирует попытку включить реверс, пока не произойдёт полной остановки.

Старые коробки с механическим тросовым приводом селектора таким интеллектом не обладали, поэтому попытка установки в задний ход может пройти. Но поскольку и там фиксатор подпружинен, жёсткой связи нет, то для начала раздастся громкий треск зубьев. Ничего хорошего в этом нет, возможно образование стружки, но вменяемого водителя этот звук остановит от продолжения вандализма.

Задний ход

На новых коробках опять ничего не выйдет. Электроника в таких действиях распознает ошибку и реверс не включится. В остальных АКПП возможны варианты.

Иногда в конструкции применяется специальный гидравлический клапан, который заблокирует попытку. Если же его нет, то передача включится. Дальнейшие последствия весьма разнообразны.

Из-за наличия гидротрансформатора коробки начнётся проскальзывание ведущей и ведомой турбин на первичном валу. Скорее всего это вызовет сброс коробки в нейтраль, и автомобиль остановится. Но если такого переключения не произойдёт, то цель будет достигнута. Если двигатель не заглохнет, то колёса начнут вращаться в обратную сторону, машина сорвётся с траектории, а масло в коробке мгновенно перегреется. Последствия понятны. Ресурс АКПП катастрофически уменьшится, да и велика вероятность ДТП.

К счастью, старинных коробок, где такое возможно, уже почти не осталось, а владельцы подобных раритетов приучены к аккуратности обращения с селектором. А в новых машинах ошибочных действий можно не опасаться, они надёжно защищены электронными мозгами трансмиссии.

Добавить комментарий